Онлайн обучение

Страноведческий аспект в обучении языкам

6747

Обучение иностранному языку включает в себя различные аспекты. Все они являются важными при планировании и подготовки материалов к занятиям.

Предлагаю рассмотреть страноведческий аспект в преподавании английского языка.

И так, что такое лингвострановедение, и почему оно является частью изучения иностранного языка?

Лингвострановедение – направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определённые сведения о стране изучаемого языка. Главная цель лингвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов.

При изучении иностранного языка студенты сталкивается с целым рядом фактов, относящихся не только к области лексики, грамматики, стилистики, но и к социальной, бытовой или исторической сфере. Ведущей задачей лингвострановедения является изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа – носителя языка:

реалий (обозначений предметов и явлений, характерных для одной культуры и отсутствующих в другой);

коннотативной лексики (слов, совпадающих по основному значению, но отличных по культурно-историческим ассоциациям);

фоновой лексики (обозначений предметов и явлений, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но различающихся национальными особенностями функционирования, формы, предназначения предметов).

Правильное употребление или понимание некоторых слов или фраз предполагает иногда знание их происхождения, ситуаций, в которых их можно использовать, или элементарных сведений из истории, литературы, политической реальности страны изучаемого языка.

Также лингвострановедение используется в преподавании английского языка для повышения мотивации студентов к изучению языка.

На своих занятиях я использую большое количество материалов страноведческого характера. Студенты знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры. Материалы используются для «погружения» в языковую среду.

Идет процесс ознакомления с иностранной культурой и бытом таких стран как Великобритания, США, Канада, Австралия. Содержание страноведческих материалов содержит определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о различных организациях стран изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета.

Занятия, на которых используются лингвострановедческие материалы, часто вызывают у студентов желание самостоятельно более углубленно изучить тот или иной вопрос с странах, где говорят на английском языке. Страноведение является частью опоры для поддержания мотивации, так как включает в себя два аспекта:

обучение языку

сведения о стране и иностранной культуре

Иностранная культура, на данный момент мы ведем речь о культуре англоговорящих стран, имеет социальное, лингвострановедческое, педагогическое и психологическое содержание. Знание иностранной культуры всегда облегчает процесс коммуникации людей из разных стран.

В коммуникативной методике мы обучаем общению, и использование знаний об иностранной культуре является неотъемлемой частью процесса коммуникации. 

Необходимость социального отбора и изучения языковых единиц, в которых наиболее ярко проявляется своеобразие национальной культуры и которое невозможно понять так, как их понимают носители языка, ощущается во всех случаях общения с иностранцами.

И так, с помощью чего можно обучать иностранной культуре? Что включает в себя лингвострановедческий аспект?

Аудиоматериалы (песни, радиопередачи);

Видеоматериалы (фильмы, ток-шоу);

Аутентичные тексты (из газет и журналов);

Фразеологизмы, в которых отражается национальное своеобразие истории, культуры, традиционного образа жизни народа — носителя английского языка;

Английский юмор: лимерики, анекдоты, юмористические рассказы.

Отбор единиц с ярко выраженной национально-культурной семантикой является задачей непростой, но необходимой для создания правильной и интересной обучающей программы для студентов всех уровней.

Изучение культуры, истории, реалий и традиций способствует воспитанию положительного отношения иностранному языку, культуре народа-носителя данного языка, происходит постоянное сравнение элементов культуры и быта родной страны и стран изучаемого языка, формируется понятие о роли языка как элемента культуры народа и о потребности пользоваться им как средством общения.
Оценить статью:
Поделиться:
Whatsapp Telegram